Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай"

gallery/img_0283

Профессиональное самоопределение

 

Приказ о назначении ответственным за сопровождение профессионального самоопределения обучающихся МКОУ «СОШ №3 г.Алзамай»

Положение о сопровождении профессионального самоопределения обучающихся МКОУ «СОШ №3 г.Алзамай»

Должностная  инструкция ответственного за содействие профессиональному самоопределению обучающихся

 

Проект «Модель сопровождения профессионального самоопределения и профориентации обучающихся" скачать

 

Договор о социальном партнерстве с МБУДО "ДДТ г. Алзамай" (.pdf)

Договор о сотрудничестве с МКУК "БИЦ" Детская библиотека г. Алзамай (.pdf)

Договор "О совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время" (.pdf)

Соглашение о партнерстве с ГАУ ДПО "ИРО" (.pdf)

 

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Цель: создание условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников,

подготовка  к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в современных условиях.

Задачи:

формирование  мотивации к труду, потребностям к приобретению профессии;

овладение способами и приемами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, рынке труда, вакансиях, службе занятости населения;

развитие у обучающихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;

сотрудничество образовательного учреждения с учреждениями профессионального образования; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

информирование          обучающихся            об        особенностях            различных     сфер профессиональной деятельности;

использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.

формирование профориентационных компетенций обучающихся.  


Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональная диагностика;

— Профессиональной просвещение;

— Профессиональная консультация.

 

Модель организации работы по профориентации

 

1.Создание системы диагностики способностей обучающихся

Выявление склонностей и способностей обучающихся.

Анкетирование обучающихся с целью определения запроса на проведение элективных курсов и предметных кружков.

Создание информационной системы для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса с результатами исследования и возможностей обучающихся.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей и возможностей с целью профориентации.

Проведение социологического опроса.

2.Профориентация средствами системы обучения

Определение своей роли в индивидуальной программе допрофессионального развития обучающихся и планирование деятельности.

Определение роли учебных предметов в формировании профориентационных интересов  школьников.

Участие в проектной деятельности с практическим (творческим)  применением знаний при изучении учебных предметов (в частности в рамках предмета «Технология»).

Сотрудничество- организация на базе школы трудоустройства учащихся 8 – 11 классов, трудовая деятельность которых осуществляется в соответствии с договором с областным государственным казенным учреждением «Центр занятости населения г.Нижнеудинска».

3.Профориентация средствами внеурочной деятельности

Курс «Твоя профессиональная карьера»

Проведение школьных, сетевых олимпиад.

Проведение предметных недель.

Проектная деятельность обучающихся.

Проведение научно-практических конференций.

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей обучающихся. 

4.Работа классных руководителей по профориентации обучающихся

Организация цикла профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

Проведение классных мероприятий «Профессии наших родителей».

Организация и проведение экскурсий на предприятия (в том числе и где работают) города, района, области,  дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

Посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

Встречи с профессионалами, представителями, руководителями, дающие школьникам представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии, возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на данное предприятие, в том числе в on-line режиме;

Организация встреч с выпускниками прошлых лет, студентами разных ВУЗов, представителями разных профессиональных областей.

Совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий , прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков («Проектория», «Билет в будущее»);

Участие школьников и педагогов в конкурсах, акциях, олимпиадах по профессиональной ориентации учащихся школы;

5. Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации обучающихся

Проведение конкурсных программ:

«Я ль на свете всех милее?» ,    «Ярмарка мастеров»

Конкурсы рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».

Конкурсы презентаций «Востребованные профессии», «Моя будущая профессия»

Участие в муниципальном и региональном конкурсах «Всё в ней гармония, всё диво» 

Оформление стенда “Твой выбор- твой успех)

Праздник  «День учителя»:

-выпуск газеты, посвящённой «Дню учителя».

-проведение ролевой игры «День самоуправления»

-праздничный концерт  ко Дню учителя.

-конкурс сочинений «Учитель мой, учитель  славный»

Профориентационная неделя

6.Работа социального педагога

Беседы с родителями обучающихся по вопросам оказания помощи в получении среднего специального и высшего образования.

Организация консультаций при необходимости корректировки выбранной профессии

7. Работа  библиотеки

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации.

8. Работа с родителями.

Родительские собрания: (согласно ежегодному плану) «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Дороги, которые выбирают наши дети»

Индивидуальная           работа            с          родителями   по      формированию         и          развитию профессиональных интересов обучающихся.

Организация родителями экскурсий на предприятия, где они работают

9.Работа психолога

Тематические занятия

Индивидуальные консультации для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

Диагностика интеллектуального развития и профессиональных склонностей и интересов обучающихся.

Ознакомление родителей с исследованиями классных руководителей по выявлению склонностей и способностей ребенка.

 

Планируемые результаты:

Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования. 

Сформированные рефлексивные действия:

способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации;

умение совместно с педагогами составлять индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;

осуществление  выбора индивидуального и профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы.

 

Формируемые компетенции:

социально-экономическая компетенция – совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики;

формирование (ориентационных) профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций (испытывать потребность в образовательной самоидентификации).

 

Мониторинг :

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.

Опросник по карте интересов.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Методика определения активности учащихся.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.

  

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе:

Достаточная информация о профессии и путях ее получения.                  

     Показателем информации в данном случае является ясное представление школьником требований профессии человеку, конкретного месте ее получения, потребности общества в данных специалистах.

Потребность в обоснованном выборе профессии.                                       

     Показателем сформированности потребности  в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии,  желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности,  самостоятельное составление своего профессионального плана.

Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

Степень самопознания школьника.

Наличие у школьника обоснованного профессионального плана.

 

Ссылки на полезные сайты по профориентации

1. Сайт « Профориентация: кем стать» Раздел « Как выбрать профессию?» - http://www.ht.ru/prof/ 

2. Сайт « Find –Job.ru» « Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?»http://www.find-job.ru/profession/ ; http://www.find-job.ru/secret/

 3. Сайт «Профориентация» http://www.eoi.ru/consult/index.htm http://www.synet.ru/topic.php?id=345

 «Хочу! Могу! Надо! Буду»

 4. Сайт « Edunews.ru Все для поступающих» Как выбрать профессию? http://www.edunews.ru/task/prof.htm

 5. Сайт «E –executive» Справочник профессий http://www.e-xecutive.ru/professions/

 6. «Профориентация. Образование. Занятость» http://www.acareer.ru/

7. Сайт « Find –Job.ru» Словарь профессий http://www.find-job.ru/glossary/ Сайт « А.Я. Психология» Профессиограммы http://azps.ru/porientation/indexpg.html «А.Я. Психология»

8. Сайт «Профориентация» http://www.eoi.ru/consult/world.php

9. Сайт «Работа.Su» Словарь профессий http://rabota.su/info/staff/

10. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Профориентационные игры http://som.fio.ru/items.asp?id=10001985

11. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Программа предпрофильной подготовки Г.Резапкиной http://som.fio.ru/Resources/BNA/2005/08/03.htm

12. Сайт « Школьный психолог» Профориентационные игры http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%EF%F0%EE%F4%EE%F0%E8%E5%ED%F2%E0%F 6%E8%EE%ED%ED%FB%E5+%E8%E3%F0%FB&serverurl=http%3A%2F%2Fpsy.1septembe r.ru&stype=www

13. Сайт «Ярославский институт развития образования» Профориентационные игры http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/psychology/profigr.htm

14. Электронная книга: «Сборник профориентационных игр..» http://lan.krasu.ru/studies/ppf/m_profgames.pdf

15. Сайт «Профориентация: кем стать» Тесты « Профориентатор» и « Профориентатор +» http://www.ht.ru/prof/tests/tests.html

 16. Сайт « СПБ гуманитарный университет профсоюзов» Тест Е.А. Климова http://www.gup.ru/comments/profes.html

17. Комплексный супертест общей профориентации С.Хатэуэя и И. Маккинли http://bel.com.ua/~georgy/

18. Сайт « Edunews.ru Все для поступающих» Профориентационный тест http://www.edunews.ru/task/prof_tst.htm

19. Сайт «Психологические страницы и тесты» Профориентационный тест Джона Голланда http://psy.agava.ru/test25t.shtml

20. Сайт «Работа.su» Профориентационный тест Е.А. Климова http://www.rabota.su/training/quiz/testddo.php

21. Сайт « Find –Job.ru» Тесты http://www.find-job.ru/test/ ( подборка из 7 тестов)

22. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Авторские профориентационные методики Г. Резапкиной http://som.fio.ru/items.asp?id=10001987

23. Сайт « А.Я. Психология» Профориентационные тесты ( более 50 штук) http://azps.ru/tests/indexpf.html

24. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Программа компьютерной проф. диагностики ДВУМЦ http://som.fio.ru/item.asp?id=10014935

 25. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» АРМ Психолога – профконсультанта http://som.fio.ru/item.asp?id=10014934

26.http://metodkabinet.ru/, http://мойориентир.рф / https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenie_cikla_vserossijskih_otkrytyh_urokov/

27.Онлайн-тестирование https://proforientator.ru/tests/

https://postupi.online/

План - график профориентации с ОВЗ скачать

«Билет в будущее» — проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6−11-х классов, который в 2019 году реализуется по всей России. Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.

В этом учебном году учащихся 9-11 классов ждут следующие мероприятия:

Комплексная диагностика

Онлайн-диагностика состоит из трех этапов тестирования: «Интересы и профессиональные склонности», «Какими гибкими навыками я обладаю», «Что я знаю о профессиях». Каждый этап приближает участника к пониманию своих интересов, степени готовности к выбору профессионального пути.

Практические мероприятия

В рамках проекта участник может выбрать и посетить три практических профориентационных мероприятия, направленных на знакомство с миром профессий и погружение в содержание конкретных профессиональных индустрий и компетенций. Все мероприятия доступны в регионе проживания участника.

Цифровое портфолио

Итоги онлайн-диагностики, отметки о посещении практических мероприятий и обратная связь от наставников фиксируются в цифровом портфолио в личных кабинетах участников. Портфолио дает возможность родителям и школьному педагогу-навигатору увидеть, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку, определить его уровень владения значимыми навыками. Все это помогает построить дальнейшую траекторию профессионального образования участника-подростка. 

Рекомендации

По итогам прохождения всех этапов тестирования и практических мероприятий участник получит рекомендации по построению индивидуального учебного плана. В личном кабинете, исходя из интересов ребенка, будет сформирован перечень доступных в регионе мероприятий, курсов, кружков и иных возможностей по развитию навыков и компетенций. 

Подробности на официальном сайте "Билет в будущее" и у школьных координаторов.

Я