Положение о сопровождении профессионального самоопределения обучающихся МКОУ «СОШ №3 г.Алзамай»
Должностная инструкция ответственного за содействие профессиональному самоопределению обучающихся
Проект «Модель сопровождения профессионального самоопределения и профориентации обучающихся" скачать
Договор о социальном партнерстве с МБУДО "ДДТ г. Алзамай" (.pdf)
Договор о сотрудничестве с МКУК "БИЦ" Детская библиотека г. Алзамай (.pdf)
Соглашение о партнерстве с ГАУ ДПО "ИРО" (.pdf)
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Цель: создание условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников,
подготовка к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в современных условиях.
Задачи:
формирование мотивации к труду, потребностям к приобретению профессии;
овладение способами и приемами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, рынке труда, вакансиях, службе занятости населения;
развитие у обучающихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;
сотрудничество образовательного учреждения с учреждениями профессионального образования; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
формирование профориентационных компетенций обучающихся.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная консультация.
Модель организации работы по профориентации
1.Создание системы диагностики способностей обучающихся
Выявление склонностей и способностей обучающихся.
Анкетирование обучающихся с целью определения запроса на проведение элективных курсов и предметных кружков.
Создание информационной системы для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса с результатами исследования и возможностей обучающихся.
Вовлечение обучающихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей и возможностей с целью профориентации.
Проведение социологического опроса.
2.Профориентация средствами системы обучения
Определение своей роли в индивидуальной программе допрофессионального развития обучающихся и планирование деятельности.
Определение роли учебных предметов в формировании профориентационных интересов школьников.
Участие в проектной деятельности с практическим (творческим) применением знаний при изучении учебных предметов (в частности в рамках предмета «Технология»).
Сотрудничество- организация на базе школы трудоустройства учащихся 8 – 11 классов, трудовая деятельность которых осуществляется в соответствии с договором с областным государственным казенным учреждением «Центр занятости населения г.Нижнеудинска».
3.Профориентация средствами внеурочной деятельности
Курс «Твоя профессиональная карьера»
Проведение школьных, сетевых олимпиад.
Проведение предметных недель.
Проектная деятельность обучающихся.
Проведение научно-практических конференций.
Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей обучающихся.
4.Работа классных руководителей по профориентации обучающихся
Организация цикла профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
Проведение классных мероприятий «Профессии наших родителей».
Организация и проведение экскурсий на предприятия (в том числе и где работают) города, района, области, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
Посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
Встречи с профессионалами, представителями, руководителями, дающие школьникам представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии, возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на данное предприятие, в том числе в on-line режиме;
Организация встреч с выпускниками прошлых лет, студентами разных ВУЗов, представителями разных профессиональных областей.
Совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий , прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков («Проектория», «Билет в будущее»);
Участие школьников и педагогов в конкурсах, акциях, олимпиадах по профессиональной ориентации учащихся школы;
5. Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации обучающихся
Проведение конкурсных программ:
«Я ль на свете всех милее?» , «Ярмарка мастеров»
Конкурсы рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».
Конкурсы презентаций «Востребованные профессии», «Моя будущая профессия»
Участие в муниципальном и региональном конкурсах «Всё в ней гармония, всё диво»
Оформление стенда “Твой выбор- твой успех)
Праздник «День учителя»:
-выпуск газеты, посвящённой «Дню учителя».
-проведение ролевой игры «День самоуправления»
-праздничный концерт ко Дню учителя.
-конкурс сочинений «Учитель мой, учитель славный»
Профориентационная неделя
6.Работа социального педагога
Беседы с родителями обучающихся по вопросам оказания помощи в получении среднего специального и высшего образования.
Организация консультаций при необходимости корректировки выбранной профессии
7. Работа библиотеки
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации.
8. Работа с родителями.
Родительские собрания: (согласно ежегодному плану) «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Дороги, которые выбирают наши дети»
Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов обучающихся.
Организация родителями экскурсий на предприятия, где они работают
9.Работа психолога
Тематические занятия
Индивидуальные консультации для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
Диагностика интеллектуального развития и профессиональных склонностей и интересов обучающихся.
Ознакомление родителей с исследованиями классных руководителей по выявлению склонностей и способностей ребенка.
Планируемые результаты:
Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
Сформированные рефлексивные действия:
способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации;
умение совместно с педагогами составлять индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
осуществление выбора индивидуального и профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы.
Формируемые компетенции:
социально-экономическая компетенция – совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики;
формирование (ориентационных) профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций (испытывать потребность в образовательной самоидентификации).
Мониторинг :
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.
Опросник по карте интересов.
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.
Методика определения активности учащихся.
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе:
Достаточная информация о профессии и путях ее получения.
Показателем информации в данном случае является ясное представление школьником требований профессии человеку, конкретного месте ее получения, потребности общества в данных специалистах.
Потребность в обоснованном выборе профессии.
Показателем сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
Степень самопознания школьника.
Наличие у школьника обоснованного профессионального плана.
Ссылки на полезные сайты по профориентации
1. Сайт « Профориентация: кем стать» Раздел « Как выбрать профессию?» - http://www.ht.ru/prof/
2. Сайт « Find –Job.ru» « Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?»http://www.find-job.ru/profession/ ; http://www.find-job.ru/secret/
3. Сайт «Профориентация» http://www.eoi.ru/consult/index.htm http://www.synet.ru/topic.php?id=345
«Хочу! Могу! Надо! Буду»
4. Сайт « Edunews.ru Все для поступающих» Как выбрать профессию? http://www.edunews.ru/task/prof.htm
5. Сайт «E –executive» Справочник профессий http://www.e-xecutive.ru/professions/
6. «Профориентация. Образование. Занятость» http://www.acareer.ru/
7. Сайт « Find –Job.ru» Словарь профессий http://www.find-job.ru/glossary/ Сайт « А.Я. Психология» Профессиограммы http://azps.ru/porientation/indexpg.html «А.Я. Психология»
8. Сайт «Профориентация» http://www.eoi.ru/consult/world.php
9. Сайт «Работа.Su» Словарь профессий http://rabota.su/info/staff/
10. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Профориентационные игры http://som.fio.ru/items.asp?id=10001985
11. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Программа предпрофильной подготовки Г.Резапкиной http://som.fio.ru/Resources/BNA/2005/08/03.htm
12. Сайт « Школьный психолог» Профориентационные игры http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%EF%F0%EE%F4%EE%F0%E8%E5%ED%F2%E0%F 6%E8%EE%ED%ED%FB%E5+%E8%E3%F0%FB&serverurl=http%3A%2F%2Fpsy.1septembe r.ru&stype=www
13. Сайт «Ярославский институт развития образования» Профориентационные игры http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/psychology/profigr.htm
14. Электронная книга: «Сборник профориентационных игр..» http://lan.krasu.ru/studies/ppf/m_profgames.pdf
15. Сайт «Профориентация: кем стать» Тесты « Профориентатор» и « Профориентатор +» http://www.ht.ru/prof/tests/tests.html
16. Сайт « СПБ гуманитарный университет профсоюзов» Тест Е.А. Климова http://www.gup.ru/comments/profes.html
17. Комплексный супертест общей профориентации С.Хатэуэя и И. Маккинли http://bel.com.ua/~georgy/
18. Сайт « Edunews.ru Все для поступающих» Профориентационный тест http://www.edunews.ru/task/prof_tst.htm
19. Сайт «Психологические страницы и тесты» Профориентационный тест Джона Голланда http://psy.agava.ru/test25t.shtml
20. Сайт «Работа.su» Профориентационный тест Е.А. Климова http://www.rabota.su/training/quiz/testddo.php
21. Сайт « Find –Job.ru» Тесты http://www.find-job.ru/test/ ( подборка из 7 тестов)
22. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Авторские профориентационные методики Г. Резапкиной http://som.fio.ru/items.asp?id=10001987
23. Сайт « А.Я. Психология» Профориентационные тесты ( более 50 штук) http://azps.ru/tests/indexpf.html
24. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» Программа компьютерной проф. диагностики ДВУМЦ http://som.fio.ru/item.asp?id=10014935
25. Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» АРМ Психолога – профконсультанта http://som.fio.ru/item.asp?id=10014934
26.http://metodkabinet.ru/, http://мойориентир.рф / https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenie_cikla_vserossijskih_otkrytyh_urokov/
27.Онлайн-тестирование https://proforientator.ru/tests/
https://postupi.online/
План - график профориентации с ОВЗ скачать
«Билет в будущее» — проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6−11-х классов, который в 2019 году реализуется по всей России. Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.
В этом учебном году учащихся 9-11 классов ждут следующие мероприятия:
Комплексная диагностика
Онлайн-диагностика состоит из трех этапов тестирования: «Интересы и профессиональные склонности», «Какими гибкими навыками я обладаю», «Что я знаю о профессиях». Каждый этап приближает участника к пониманию своих интересов, степени готовности к выбору профессионального пути.
Практические мероприятия
В рамках проекта участник может выбрать и посетить три практических профориентационных мероприятия, направленных на знакомство с миром профессий и погружение в содержание конкретных профессиональных индустрий и компетенций. Все мероприятия доступны в регионе проживания участника.
Цифровое портфолио
Итоги онлайн-диагностики, отметки о посещении практических мероприятий и обратная связь от наставников фиксируются в цифровом портфолио в личных кабинетах участников. Портфолио дает возможность родителям и школьному педагогу-навигатору увидеть, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку, определить его уровень владения значимыми навыками. Все это помогает построить дальнейшую траекторию профессионального образования участника-подростка.
Рекомендации
По итогам прохождения всех этапов тестирования и практических мероприятий участник получит рекомендации по построению индивидуального учебного плана. В личном кабинете, исходя из интересов ребенка, будет сформирован перечень доступных в регионе мероприятий, курсов, кружков и иных возможностей по развитию навыков и компетенций.
Подробности на официальном сайте "Билет в будущее" и у школьных координаторов.
© 2015 alzamai3.hostlix.ru
Я